Календарь событий

ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
<<
Апрель 2013
>>
Clock for website часы для сайта

Вспоминая Валерия Золотухина

Культурный слой

На днях ушел из жизни народный артист России Валерий Золотухин. Что говорить, это большая потеря для нашего искусства. Актеров такого масштаба, такого уровня таланта можно пересчитать по пальцам. Сегодня мы хотим вспомнить о нем, его творческой жизни и незабываемых ролях. Валерий Сергеевич не раз бывал в Твери. В одном только 2010 году он приезжал четырежды. Тогда автору «ТГ» Елене Малыгиной удалось пообщаться с мастером сцены. Предоставим ей слово.

«На встречах со зрителями знаменитый актер шутил: «Меня часто приглашают к вам, вот только не могу понять, как я вам до сих пор еще не надоел», – рассказывает Елена Малыгина. – Валерий Золотухин пел песни, частушки, рассказывал о своем творчестве, о работе в Театре на Таганке и дружбе с Высоцким. Со сцены звучали стихи Владимира Высоцкого и Александра Яшина.
В Театре на Таганке Валерий Сергеевич служил 48 лет. Он любил говорить о своих коллегах-артистах и, конечно же, художественном руководителе, режиссере Юрии Любимове.
В Тверь Золотухин приезжал не один. Вместе с ним в кинотеатре «Мир» и МДК «Синтетик» выступала актриса Театра на Таганке очаровательная Ирина Линдт, известная зрителям по фильмам «Женская логика» и «Игра в любовь». Ирина исполнила несколько романсов, аккомпанируя себе на гитаре. Трепетный, бархатный голос актрисы, не похожий ни на какой другой, вызвал восторг у публики. Зрители кричали «Браво!» и несли Линдт цветы. В финале концерта Валерий и Ирина исполнили песню Владимира Высоцкого «О двух красивых кораблях». Приятно было смотреть на этих прекрасных людей и сознавать, что их связывают добрые и очень нежные отношения. Представляя Ирину Линдт, Золотухин сказал: «Это мама моего сына». А помолчав, уточнил: «Мама нашего сына». После выступления Валерия Золотухина я буквально выловила его за сценой».

- Валерий Сергеевич, чем же все-таки для вас так привлекательна Тверь?
- Люблю вашего зрителя, поэтому решил приехать и поздравить с Днем российского кино. Согласитесь, кино проходит через всю нашу жизнь, радует, восхищает, исподволь воспитывает. Меня тут спросили, когда мне было лучше сниматься: в советское время или сейчас. Поверьте, сниматься в кино всегда интересно, когда бы это не происходило. А что касается лучшей роли, об этом тоже часто спрашивают на встречах, то я вас обнадежу: она у меня впереди, ведь все только начинается.
- Помните ваши первые фильмы?
- А как же: «Пакет», потом - «Хозяин тайги». Владимир Высоцкий снимался в нем тоже. Тогда мы дали друг другу слово всегда играть вместе. Но некоторое время спустя Владимир так стремительно стал подниматься на поэтический Олимп, что мне за ним было не угнаться. А у меня тогда была своя жизнь, работа в театре, кино. С Высоцким я проработал на Таганке 16 лет. В 1969-м я снялся в «Интервенции». Этот фильм пролежал на полке 20 лет.
- Мечта стать артистом – из детства?
- Оттуда (улыбается). Я в детстве долго на костылях ходил - был у меня туберкулез коленного сустава. В семь лет выпал из окна второго этажа и сильно зашиб колено. Ногу мне тогда загипсовали, а так как под этим панцирем она постоянно чесалась, и я проделывал невероятные манипуляции карандашом, чтобы избавиться от зуда, гипс пришлось снять. К счастью, вовремя, иначе на всю жизнь остался бы калекой.
Артистом стать, летать гуттаперчевым мальчиком под куполом в золотом костюмчике - вот была моя мечта. Надо мной посмеивались: «Утенок ты гадкий, а не артист». Обидно мне было, и такая злость закипала: «Я вам покажу, я вам покажу! Я прыгну гуттаперчевым мальчиком в золотом костюмчике на спины моих верных коней двумя своими ногами, и вы еще не раз заплачете, как плачут мужики, когда я пою «Шумел сурово Брянский лес»! Я еще прокачусь на своих вороных, гремя славой, по вашему забытому переулку!»
Вот и доказал. Я родился скоморохом и рано понял, что петь и плясать - это труд, за который могут и накормить, и приласкать. Я был еще совсем маленьким, я ведь родился 21 июня 41-го года, за день до начала войны, а уже зарабатывал в голодное военное время. А делал это так. Мать привязывала меня за ногу на крыльце, оставляла немного хлеба и уходила в поле. От нечего делать я пел песни, которые слышал от матери, привлекая ими сельчан, тех, кто не был на фронте и не мог работать. И люди давали мне еду: кто пирожок, кто яичко, кто стакан молока.
В девятом классе бросил костыли и начал учиться танцевать вприсядку. Да так, что хрящи хрустели на весь дом. А как отплясывал матросский танец «яблочко»! Потом, окончив школу с серебряной медалью, поехал в Москву поступать учиться на артиста.
- Ваша первая жена – Нина Шацкая. Это был ранний брак?
- Да, я женился рано, еще будучи студентом ГИТИСа, и не жалею об этом. Нина была моей однокурсницей. Вместе с ней мы пришли в труппу Театра на Таганке. Уже позже приехали мы как-то с Ниной на Алтай, ко мне на родину, отдыхать. А в местной газете написали: «Артистка Нина Шацкая приехала к нам со своим мужем». Нина, к слову сказать, была к тому времени уже достаточно известной актрисой, она ведь начала сниматься в кино раньше меня. Отец мой строго тогда спросил: «Что это такое, сынок?» Ну, объяснил ему как мог.
- А как вы познакомились с вашей второй женой, Тамарой?
- Это произошло во время съемок картины Иосифа Хейфица «Единственная». Тамара работала помощником режиссера. Как-то я шел по улице, дело было вечером, и услышал из окна гостиницы божественную мелодию. Это была скрипка. Я долго стоял под окнами и слушал музыку. А потом решил залезть по водосточной трубе и посмотреть на музыканта. Так вот и познакомились.
- Ваша известность пришлась на семидесятые годы. Тогда вы много снимались?
- Популярность обрушилась на меня после «Хозяина тайги». Потом было его продолжение - «Пропажа свидетеля», но это уже семидесятые. Снимался в это время в картинах «Берега», «Цветы запоздалые» - это раньше, конец шестидесятых, «Каждый день доктора Калынниковой», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», тоже вместе с Высоцким, «Смешные люди», «Маленькие трагедии», где я Моцарта играл, а Высоцкий – Дона Гуана. А недавно снялся в ночном и дневном «Дозорах». И был на телевидении такой замечательный фильм - «Бумбараш». Меня нередко спрашивают: «Когда снимались в «Бумбараше», вы понимали, что это шедевр?» Откуда же? Нет, конечно!
- А вас утвердили на эту роль сразу?
- Да что вы, нет. Не секрет, что режиссеры, формируя актерский состав будущей картины, пробуют сразу нескольких актеров. Можно сказать, что все решило мое нахальство. Пробы тогда проходил и Михаил Кононов, замечательный артист. А я подошел к режиссеру и сказал: «Хотите сделать хороший фильм, возьмите Михаила, а если хотите заглянуть в вечность, берите меня». Режиссер, наверное, подумал о вечности.
- Роль Бумбараша, весельчака, балагура, эдакого Иванушки, стала, как теперь принято говорить, вашим брэндом, и, наверное, в чем-то вам мешала? Я имею в виду актерскую судьбу.
- В каком-то плане - да, ведь меня потом десятилетия воспринимали именно Бумбарашкой, который все ходит да поет: «Наплявать, наплявать, надоело воевать...». Но для меня эта работа - часть жизни, без которой я себя не представляю.
- Валерий Сергеевич, чем вы еще, помимо театра и кино, занимаетесь?
- Пишу книжки, торгую ими в театре. При помощи добрых людей построил церковь на родине, в Быстром Истоке. Как-то стою, продаю книги, мимо пробегает стайка девушек. Одна вдруг вернулась: «Дайте автограф». Я спрашиваю: «А вы знаете, у кого берете автограф?» «Знаю», - отвечает она. «Ну, и кто же я?» - «Соломин». Дома своим рассказываю, они смеются. А сынок вдруг спрашивает: «А кто такой Соломин?»
- Вам нравится, как поет Ирина Линдт?
- Очень нравится! Особенно песня «Помню, я еще молодушкой была» в ее исполнении.
- Вы обладаете чувством юмора?
- С иронией, с юмором отношусь к себе, иначе невозможно было бы существовать. Юмор – защита от судьбы, от горя, от неприятностей. Давайте-ка я вам смешные байки из театральной жизни расскажу.
Идет спектакль «Гамлет». Высоцкий должен читать монолог «Быть или не быть». Вдруг гаснет свет. Что делать? А тут голос с галерки: «Володя, спой» (смеемся вместе).
Приехал как-то к нам на «Гамлета» Сергей Владимирович Михалков с дамой. Высокая, красивая, белокурая дама в роскошной шубе из ярко-красной лисы с длинным охвостьем. Я, как завороженный, смотрел на эту лису. После спектакля выяснилось, что шубу у красавицы украли. Она плачет, краска течет - барин ей вторую-то шубу не купит. А Михалков своей даме и говорит: «Милая, ну теперь-то вы понимаете, что «Гамлет» - это трагедия».
А вот еще случай забавный. В стране объявили конкурс на лучший текст гимна. Эту историю рассказал мне Андрей Андреевич Вознесенский. Он в конкурсе участия не принимал, а Евгений Александрович Евтушенко участвовал. И вот в Болгарии, на Золотых Песках, на каком-то литературном вечере встретились в лифте Михалков, Евтушенко и Вознесенский. Евгений Александрович говорит Сергею Владимировичу: «Ну, признавайтесь, что ваш текст – дерьмо». Не моргнув глазом, Михалков ему отвечает: «Иди, учи слова». Лифт останавливается на девятом этаже, где жил Сергей Владимирович, и он царственно так вышел оттуда.
- Валерий Сергеевич, а это правда, что в фильме «Двенадцать стульев» вы пели танго Остапа за Андрея Миронова?
- Да, пел, это правда, из песни, как это там говорится, слов не выкинешь.
- Ваш любимый певец - наш земляк Сергей Яковлевич Лемешев. У вас к его творчеству сохранилось такое же благоговейное отношение, как и в юности? Я прочитала об этом в вашей книжке.
- Сергей Лемешев - это для меня святое имя. Каждый звук этого имени наполнен восторгом зари, шепотом трав, силой Микулы Селяниновича и невесомостью жаворонка. Лемешев – это чудо российское. А его песня «Ах, ты, душечка, красна девица…» - просто зов нации. У Лемешева надо учиться петь. В каждом звуке, интонации его голоса столько доброжелательности, призыва к братскому единению, любви, терпению, словно он хочет сказать и спеть: «Мир вашему дому».
- Валерий Сергеевич, вы счастливый человек?
- Жизнь любит тех, кто любит ее. Человек счастлив тогда, когда он способен любить и творчески реализовывать себя. Счастлив ли я? Бог одарил меня любовью. Я плачу, глядя хороший фильм, над красивой книгой плачу, над бедами людей плачу. Мне тяжело, когда не могу помочь. А за себя все-таки радостно. Значит, сердце мое не зачерствело, душа у меня живая. Когда пишу свою книгу, тоже плачу. И гордости моей нет предела, значит, есть во мне искра Божья! Вот так я вам ответил, используя фрагмент стихотворения Александра Яшина.
- Ваши пожелания жителям Твери.
- Будьте счастливы, здоровы, и храни вас Бог!
Беседовала

Что нравится читателям

Кто бы мог подумать, что на пр-т Сахарова в Москве приедет 24 декабря на митинг протестовать тверской экс-губернатор Дмитрий Зеленин. А ведь приехал. И протестовал. И был замечен. Оделся строго, по случаю – в черную кожу. Почти как комиссар времен Гражданской войны. Против чего протестовал?

В прошлую пятницу, 27 июня, состоялась встреча сотрудника посольства Германии в России Вернера Дитера Клуке с тверскими журналистами.
Подобного рода встречи обычно носят характер сбора информации о происходящем в нашем регионе, например, о преобладающих в обществе умонастроениях. Похоже, журналистов «мониторят» как носителей достаточно полной информации, позволяющей составить представление о том, что творится в головах населения.

Реклама: