Календарь событий

ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
<<
Апрель 2013
>>
Clock for website часы для сайта

20 лет в действии

Это интересно

Кого защищает и что гарантирует Закон «О психиатрической помощи»
Психиатрическая помощь – сфера весьма деликатная, а потому нуждается в особом правовом регулировании. Определяющим здесь становится то обстоятельство, что психические расстройства нарушают социальное функционирование личности, а нередко полностью лишают ее способности к принятию осознанных решений и целенаправленному поведению, в результате чего оно может стать даже опасным. В силу этого психиатрическая помощь в ее разных видах издавна связана с возможным ограничением личной свободы пациента и применением различных недобровольных мер. Вместе с тем психическая болезнь требует определенной социальной защиты пациента. При этом и сотрудники психиатрических учреждений тоже нуждаются в предоставлении им определенных прав по применению специфических видов психиатрической помощи, а также в мерах защиты, связанных с особо трудными и опасными условиями деятельности. Так сказать, «за вредность».
До 1993 года у нас не существовало закона, регулирующего деятельность психиатрической службы. Попытки разработки такого закона предпринимались в дореволюционной России, но в связи с начавшейся Первой мировой войной закон не был принят.
В советское время деятельность психиатрических учреждений регулировалась ведомственными инструкциями Минздрава СССР, которые в печати не публиковались и общественности не были известны. Закрытость психиатрических учреждений создавала условия для правового произвола, использования психиатрии в немедицинских, в том числе политических, целях. С этим связаны и обвинения отечественных психиатров в злоупотреблениях, однако не всегда обоснованные.
В 1987 г. была создана межведомственная комиссия для разработки проекта законодательного акта об оказании психиатрической помощи населению, которая подготовила Положение об условиях и порядке оказания психиатрической помощи, введенное в действие с 1 марта 1988 г. Хотя указанный документ охватывал недостаточно широкий круг вопросов, связанных с деятельностью психиатрической службы, он все же позволил проверить на практике ряд нововведений, направленных на расширение и защиту прав и законных интересов лиц, страдающих психическими расстройствами, получить данные о необходимости пересмотра некоторых заложенных в него положений и процедур. В связи с отмеченными недостатками было принято решение о подготовке нового нормативного акта – закона.
2 июля 1992 г. Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» был принят Верховным Советом, затем подписан Президентом РФ, а с 1 января 1993 года вступил в действие.
Основной смысл закона состоит в стремлении сделать психиатрическую помощь максимально гуманной и демократичной, по возможности сблизить и даже уравнять ее в правовом отношении с другими видами медицинской помощи. Вместе с тем закон исходит из того, что специфический характер психических расстройств делает необходимым и оправданным в некоторых случаях применение мер психиатрической помощи независимо и даже вопреки выраженному в данный момент желанию пациента. Показания к применению таких мер должны быть четко очерчены, круг пациентов максимально сужен, а сами меры строго регламентированы.
Закон направлен на решение четырех основных задач:
1) защиту прав и законных интересов граждан при оказании психиатрической помощи от необоснованного вмешательства в их жизнь;
2) защиту лиц, страдающих психическими расстройствами, от необоснованной дискриминации в обществе на основе психиатрического диагноза, а также фактов обращения за психиатрической помощью;
3) защиту общества от возможных опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами;
4) защиту врачей, медицинского персонала и иных специалистов, участвующих в оказании психиатрической помощи, предоставлении им льгот как работникам, действующим в особо опасных, тяжелых условиях труда, а также обеспечение независимости врача-психиатра при принятии решений, связанных с оказанием психиатрической помощи, от возможного влияния третьих лиц, включая представителей администрации и органов управления.
Как общая норма законом устанавливается принцип добровольности оказания различных видов психиатрической помощи. В этом отношении психиатрическая помощь в большинстве случаев уравнивается с общемедицинской. В законе определяются и специфические для лиц, страдающих психическими расстройствами, показания к применению некоторых видов помощи в недобровольном порядке (психиатрическое освидетельствование, госпитализация в психиатрический стационар, медикаментозное лечение, установление диспансерного наблюдения и др.).
Давая общую характеристику закону, отметим, что он состоит из краткой преамбулы и шести разделов, включающих 50 статей.
В первом разделе излагаются наиболее общие и принципиальные положения, касающиеся добровольности психиатрической помощи, прав лиц, страдающих психическими расстройствами, понятия врачебной тайны и мер по ее сохранению при оказании психиатрической помощи, требования согласия на лечение и права на отказ от него, а также некоторые другие.
Во втором разделе освещены вопросы обеспечения психиатрической помощью, гарантированной всем гражданам. Здесь приводятся ее основные виды и меры по социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами, которые должны быть созданы государственными органами управления и органами местного самоуправления, определяются источники финансирования психиатрической помощи.
В третьем разделе говорится о субъекте психиатрической помощи, в качестве которого могут выступать учреждения и лица, получившие на это специальное разрешение. Устанавливаются права и обязанности врача-психиатра, утверждается его независимость, подчеркивается, что в своей деятельности он обязан руководствоваться врачебным долгом и ответственностью исключительно перед законом. Важным положением этого раздела является признание работы персонала, участвующего в оказании психиатрической помощи, деятельностью в особых условиях труда с предоставлением соответствующих привилегий и введение обязательного государственного страхования на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей.
Центральное положение в законе занимает четвертый раздел, посвященный отдельным видам психиатрической помощи и порядку ее оказания. В качестве основных видов психиатрической помощи в законе рассматриваются психиатрическое освидетельствование, лечение в психиатрическом стационаре, амбулаторное лечение, включая и диспансерное наблюдение, помещение в психоневрологические учреждения для социального обеспечения и специального обучения. В данном разделе детально регламентирован порядок оказания всех видов помощи, в том числе в недобровольном порядке, а также права лиц, страдающих психическими расстройствами, и гарантии их обеспечения.
Разделы пятый и шестой посвящены соответственно обеспечению контроля и прокурорского надзора, а также порядку обжалования в суд действий по оказанию психиатрической помощи. Наряду с прокурорским надзором и контролем со стороны суда, вышестоящих органов управления здравоохранением предусматривается и контроль со стороны общественных объединений за соблюдением прав и законных интересов граждан при оказании им психиатрической помощи. При этом определен порядок осуществления такого контроля и права указанных объединений. Установлено, что обжаловать действия по оказанию психиатрической помощи может само лицо, чьи права ущемлены, его представитель, а также организация, которой предоставлено такое право. Жалоба может быть подана непосредственно в суд, в вышестоящий орган или прокурору. Установлен порядок рассмотрения жалоб, а также ответственность за нарушения настоящего закона.
Такова обобщенная характеристика основных положений закона.
Дальнейший подъем правового уровня деятельности различных звеньев психиатрической помощи может быть достигнут за счет совершенствования практического исполнения соответствующих законов, организационно-методической работы с сотрудниками психиатрических учреждений, а также путем совершенствования законодательства.
Опыт реализации закона определил необходимость его совершенствования. Это обусловлено изменениями Российского законодательства за последние двадцать лет, недостатками содержащихся в законе формулировок ряда правовых норм, выявившимися в процессе законоприменительной практики, высокой социальной значимостью психических расстройств, входящих в Международную классификацию болезней 10-го пересмотра.
В 2002-2003 годах был подготовлен проект изменений в закон «О психиатрической помощи». Предлагаемые поправки условно делились на две группы: «формальные» и «содержательные».
В первую группу вошли изменения текста закона, вытекающие из федеральных законов, принятых после 1993 года. Вторую группу поправок («содержательных») составили изменения и дополнения, направленные на уточнение условий и порядка оказания психиатрической помощи, как добровольной, так и недобровольной. В частности, раскрыты основные понятия (такие как «тяжелое психическое расстройство» и др.). Устранены возможные противоречия, неоднозначности толкования норм. Более полно охвачены многообразные реальные ситуации. К сожалению, новый проект закона до сих пор еще не рассмотрен в Государственной Думе.
В настоящее время психиатрическая служба работает по Федеральному закону от 1993 года, в который внесены изменения, а также руководствуется в своей деятельности ФЗ №323-ФЗ (2012) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

***
В заключение необходимо отметить, что за 20 лет правоприменения закон 1993 года сыграл свою принципиальную роль. Он сделал юридически законной оказание психиатрической помощи, обеспечил гарантию прав граждан при ее оказании и, несомненно, создал основы как для совершенствования дальнейшей нормативно-правовой базы его правоприменения. Способствовал формированию правовой культуры у населения Российской Федерации к охране своего психического здоровья.

Что нравится читателям

Кто бы мог подумать, что на пр-т Сахарова в Москве приедет 24 декабря на митинг протестовать тверской экс-губернатор Дмитрий Зеленин. А ведь приехал. И протестовал. И был замечен. Оделся строго, по случаю – в черную кожу. Почти как комиссар времен Гражданской войны. Против чего протестовал?

В прошлую пятницу, 27 июня, состоялась встреча сотрудника посольства Германии в России Вернера Дитера Клуке с тверскими журналистами.
Подобного рода встречи обычно носят характер сбора информации о происходящем в нашем регионе, например, о преобладающих в обществе умонастроениях. Похоже, журналистов «мониторят» как носителей достаточно полной информации, позволяющей составить представление о том, что творится в головах населения.

Реклама: Недавно посетил отель алмаз в Челябинске - остался доволен