Календарь событий

ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
<<
Май 2013
>>
Clock for website часы для сайта

Просто Надежда

Культурный слой

С момента появления на карте мира новой России мысль о том, как сплоить воедино всех её граждан, не дает покоя главам государства, начиная с Бориса Ельцина, ответственным руководителям, депутатам всех уровней, да и самим гражданам. Бесконечные споры и дискуссии о патриотизме, любви к Родине, вере в Бога, культуре не стихают уже больше 20 лет.

Идя на встречу с известной художницей по тверской вышивке Надеждой Новожиловой, я и не думал, что смогу получить ответы на большинство из этих вопросов. Интервью мое носило скорее обыкновенный протокольный характер. Дань уважения заслуженному человеку, у которого 31 мая должна состояться выставка работ. Ну и, конечно, пара самых тривиальных вопросов о творческих планах и проблемах. Вопросы действительно самые тривиальные – ну какие планы могут быть у творческого человека, известного к тому же далеко за пределами Твери? Надежда Михайловна Новожилова стала лауреатом премии правительства Российской Федерации «Душа России».
Премия вручается за вклад в развитие народного творчества — в вокальном искусстве, хореографии, декоративно-прикладной деятельности. Из тысяч кандидатов на премию было выдвинуто по России всего пятнадцать. Награждена Патриархом Московским и всея Руси Алексием II медалью Святого благоверного князя Даниила Московского.
Надежда Новожилова представлена к званию Заслуженный художник Российской Федерации.
Работы, созданные Надеждой Новожиловой, экспонировались на многих выставках. Они хранятся в музеях и частных коллекциях России, Германии, Японии, Италии, Франции, Финляндии.
Естественно, что в будущем такого человека ждет только создание новых шедевров.
Проблемы же творческих людей тоже хорошо знакомы не только журналистам – никакой помощи и никакой поддержки.
Но лишь только я переступил порог студии и увидел ее обаятельную улыбку, о цели своего визита я забыл. Увидев же экспонаты, созданные руками этой женщины, я понял, что попал в другой мир.
– Можете называть меня просто Надеждой, – сказала хозяйка студии и начала свой рассказ.
Шестой ребенок в семье, она с детства познавала азы выживания. Но никогда ни на что не жаловалась. Конец сороковых, начало пятидесятых. Провинциальный городок Калязин. Разруха, голод. Страна только оправляется от бед и ран, нанесенных Отечественной войной. Откуда могло появиться желание творить? Частный домик, хозяйство и грядки, поделённые между четырьмя сестрами. (Одна из сестер и старший брат не пережили войну). Пока не прополешь, об отдыхе и играх можешь не думать. А еще у Нади были курочки и кошка, таскающая цыплят. Приходилось следить и наказывать негодницу половником!
А ведь летом так хотелось и искупаться, и просто погулять с подругами!
Но в памяти бесконечная нежность и уважение к маме. И восхищение. Мама находила время между хозяйскими нуждами и работой на вышивание и шитье, на кружеплетение. И, конечно, творила еще и по ночам.
Что помогало находить силы маме и маленькой Наде? Вера в Бога и уважение к своим предкам. Семья Надежды никогда не скрывала своего отношения к вере и Богу, поэтому крестили девочку не тайно. И в церковь ходили на все праздники, не таясь. И это в советское время!
Был в Калязине знаменитый Макарьевский монастырь. Его затопили, когда была построена плотина. Так вот все уникальные иконы и экспонаты перенесли в Богоявленский собор, где и крестили девочку Надю. Так что среди кружев и вышивки она и жила все свое детство. Вместе с верой пришло и понимание того, что все это великолепие, окружающее ее – уникальное творение человека!
Любопытно, что первой ее настоящей рукодельной работой стал плакат на ситце – «Да здравствует первое мая!» Она до сих пор помнит, как размечала рисунок зубным порошком!
Никто ее не заставлял заниматься ни рисованием, ни вышиванием. Просто мама рассказывала о своих родителях и дедушке с бабушкой, которые прославились на всю округу своими талантами. Прабабушка и прадедушка Надежды служили у калязинской барыни Пухальской. Дед – Алексей Михалев – церковный регент, тоже служил у нее, развлекал игрой на всех мыслимых музыкальных инструментах, а заодно сапожничал. Бабушка обшивала барыню и плела на коклюшках известные всему миру калязинские кружева. Запал в душу Наде и рассказ о своем деде, которого она не застала живым.
Дед во времена Первой Империалистической попал в плен к немцам. Его отправили прислуживать в немецкую семью. Мастер на все руки, огромной души и просто обаятельный человек, влюбил в себя своих хозяев, и они предложили ему остаться в Германии, причем обещали помочь с организацией производства сафьяновых сапог! Дед был непревзойденным мастером. Но дед отказался. Он сказал, что не мыслит своей жизни без России и семьи. В дорогу ему собрали продукты и, провожая, не скрывали слез. Немцы!
Слушая эти рассказы, Надя понимала, что ей очень хочется быть похожей на своих предков. С восьми лет стала шить и вышивать для себя. А потом жажда знаний привела ее в школьную библиотеку, где Надя обнаружила замечательные книги и стала изучать вышивку и кружева. К окончанию школы стало понятно – библиотеки недостаточно, нужно образование! Училище, институт. Но для этого нужно было вступить в комсомол. Надя посоветовалась с мамой. «Ученье – свет», – сказала мама и благословила дочку. К тому времени сама Надя успела прочитать множество книг из серии «Жизнь замечательных людей». Она уже знала, что многие из них по-настоящему верили в Бога, но вступали в партию. «Главное, чтобы душа оставалась светлой» – напутствовала мама. Она понимала, как важно образование, потому как сама окончила всего четыре класса.
И Надя вступила в комсомол.
Учиться было тяжело. Студенты художественного училища были в основном из больших городов, уклад жизни совершенно другой, да и знаний гораздо больше. Но Надежда не сдавалась. Многие из подруг удивлялись ее терпению. И ее вере в Бога удивлялись и смущались. Перед тем как сесть в комнате или в столовой за еду, Надя осеняла себя крестным знамением и произносила молитву. В самые сложные моменты учебы Надя обращалась не только к Богу.
Она мысленно обращалась к бабушке и дедушке. И они помогали – подсказывая, приходя в сновидения, какими должны быть рисунки.
Надежда Новожилова получила и высшее образование (Московская Академия сферы быта и услуг, факультет декоративного и прикладного искусства) и попала на работу в Тверь. За 25 лет она прошла путь от рядового сотрудника до главного художника «Калининских (Тверских) узоров». И был у нее феноменальный по советским меркам успех.
Её сине-белый комплект «Волга» – столешник, салфеточки и полотенце – экспонировался в Санкт-Петербурге и дважды в Москве. Работу ставят рядом с «гжелью» – та же русская синева и белизна.
Ее работы имели успех в Америке, Японии и Египте, Германии. Они вошли в каталоги Франции и Финляндии.
Но для Надежды Новожиловой это было самое тяжелое время.
Мысль о том, что все ее узоры приходилось упрощать для того, чтобы с ними справились машины, не могли не угнетать Надежду как художника. И рассуждения о том, что советский человек должен носить простые вещи, тоже не вселял оптимизма. Выхлоп своим творческим идеям она давала по ночам. Садилась и вышивала, придумывала что-то новое. Ходила по библиотекам и собирала сохранившиеся эскизы. Ходила по церквам и копировала технику вышивания. Но, в конце концов, когда узнала, что ее работы руководство фабрики вывозит за границу и продает, а в производство ни одну из них запускать не собирается, написала заявление и ушла.
– Я благодарна Богу за эти испытания, потому что в итоге я пришла к церковному шитью, – говорит Надежда Новожилова.
Это был очередной успех! Коллективное творение ее студии – плащаницы. Одна «Снятие со креста и Положение во гроб» находится в храме Вознесения. Другая работа «Успение Пресвятой Богородицы» находится в алтаре храма.
Надежда Новожилова упорно не хотела говорить о проблемах. Мне буквально клещами пришлось вытягивать из нее информацию. И то, что я узнал, на самом деле не проблема Надежды Новожиловой. Это проблема страны, ну и конечно нашей Тверской области.
Уникальные знания, которые она передает ученикам в своей студии, приравнены чиновниками к предпринимательской деятельности, хотя денег за передачу знаний она не берет. Как не берет она денег и за то, что лечит души людские. Да и за чудеса не взымает мзды. Девочка, страдающая эпилепсией, помогала ей в создании этих шедевров, во время работы забывала о своей болезни. Из-под рук у нее выходили безупречные качественные узоры!
В заключение я процитирую слова этой замечательной женщины:
«Ладно, я. Привыкла уже терпеть и помощи ни от кого не жду. Но учеников у меня с каждым годом становится все меньше. Приходит кто-то, видит мои трудности, и желание обучаться пропадает. А ведь народный промысел, которым я занимаюсь – часть нашей истории. Я это понимаю и делаю все что могу. За все время только церковь мне и помогла, да и сейчас помогает. Без церкви не было бы студии. Только два человека остались не безразличными к тому, что я делаю. Это Игорь Аксенов – управляющий МУП «Тверькомнедвижимость» и наш новый мэр – Александр Корзин. Он обещал освободить студию от уплаты коммунальных и эксплуатационных услуг. Но слег в больницу и теперь опять до меня нет никому никакого дела. Правда, теперь стал немного помогать Областной дом народного творчества.
Однако сердце болит больше не за себя. Пока живу, буду продолжать свою работу. У нас весь народный промысел в области на грани выживания.
Стекло Красного Мая – Кузнецовское стекло – у каждого художника была мастерская. Где теперь это стекло встретишь?
Конаковский фаянсовый завод – закрыт. А ведь производство было по уровню не хуже Гжельского!
Ржев – ткацкая фабрика – двусторонние ковры! Где они теперь?
Торжокские золотошвеи – выживают на военных знаках.
Не смотря на то, что все эти производства и некоторые другие закрылись, а другие бедствуют, остались старые мастера и продолжают творить. Но так бесконечно продолжаться не будет. Знаменитый Ладонин – резчик по дереву – уехал в Москву.
Да, Областной дом тверского народного творчества переехал в Дом учителя. Для занятий народным промыслом выделены помещения. Но станет ли это началом возрождения?»

Лично мне – верится с трудом. Для настоящего возрождения нужно любить свою Родину, как любил ее дед Надежды, да и сама Новожилова. Она ведь уже давно могла уехать и жить, не ведая материальных проблем, за границу.
Для настоящего возрождения России нужна настоящая вера в Бога, а не прилюдное держание свечи (причем не всегда в нужной руке).
И забота о культуре и истории государства нужна настоящая, а не только слова о необходимости их сохранения.
А все это вместе взятое и есть настоящий патриотизм человека русского!

Что нравится читателям

Кто бы мог подумать, что на пр-т Сахарова в Москве приедет 24 декабря на митинг протестовать тверской экс-губернатор Дмитрий Зеленин. А ведь приехал. И протестовал. И был замечен. Оделся строго, по случаю – в черную кожу. Почти как комиссар времен Гражданской войны. Против чего протестовал?

В прошлую пятницу, 27 июня, состоялась встреча сотрудника посольства Германии в России Вернера Дитера Клуке с тверскими журналистами.
Подобного рода встречи обычно носят характер сбора информации о происходящем в нашем регионе, например, о преобладающих в обществе умонастроениях. Похоже, журналистов «мониторят» как носителей достаточно полной информации, позволяющей составить представление о том, что творится в головах населения.

Реклама:
Провод СИП - сип провод цена .
polo-elektro.com.ua
Бетон на метро Крылатское
Прайс-листы на химические добавки для бетонов
betonnyi-zavod.ru