Календарь событий

ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
СБ
ВС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
<<
Март 2013
>>
Clock for website часы для сайта

Язык – хранилище духа

Это интересно

Хорошим весенним днем мы разговариваем с Натальей Федоровной Крюковой, доктором филологических наук, профессором, заведующей кафедрой английской филологии Тверского государственного университета.

– Наш разговор ведется в преддверии Великого поста. Поэтому естественным видится начать его с Логоса. Помните, у Ахматовой: «Но звезды синеют, но иней пушист, и каждая встреча чудесней, А в Библии красный кленовый лист Заложен на Песни Песней». А что для агностика Библия?
– На мой взгляд, то же, что и для верующего человека. Следует говорить о том, что это и есть книга книг. Тексты Библии воспринимаются в образовании как кладезь поздней античности, основание европейской культуры. И язык это четко показывает. Посмотрите на библеизмы в современном языке как на особый рефлекс в языке и особый стилистический прием воздействующей речи: венец премудрости; вкушать от древа познания добра и зла; влачить бренное существование; возвращается ветер на круги своя; всякое даяние благо; глас вопиющего в пустыне; да минует меня чаша сия; земля обетованная; златой телец; ищите и обрящете; камень преткновения; не сотвори себе кумира; не хлебом единым жив человек… Язык четко показывает духовные сокровища, сокровища мысли, заключенные в Библии.
– Каковы важные для нас сегодня, как и всегда, отсветы христианства в культуре?
– В музыке христианская тема заставляет нас, например, обратиться к христианской культуре Западной Европы. «Страсти по Матфею» Баха, «Магнификат» Вивальди, «Реквиемы» Моцарта, Верди, «Стабат матер» Перголези, Дворжака, Россини, «Мизерере» Аллегри… С эпохи Возрождения европейской музыке свойственны духовные сочинения. Некоторые их них канонизированы церковью и включены в богослужения, другие являются выразителями философской христианской мысли в музыке.
А посмотрите, как живут притчи – о сеятеле, плевелах, горчичном зерне, семени, талантах, блудном сыне, богатстве, кресте, смоковнице и т.д. – и находят отражение в сюжетах мировой живописи. Бегство в Египет, призвание апостола Матфея, распятие апостола Павла, обращение Павла, усекновение головы Иоанна Крестителя, успение Марии, Лот с дочерьми, отдых на пути в Египет, святое семейство, омовение ног, освобождение апостола Петра из темницы, избиение младенцев, возвращение блудного сына, Моисей, иссекающий воду из скал, имя Иисуса во славе, пир Ирода, оплакивание Христа, кающаяся Мария Магдалина, обручение святой Екатерины, бичевание святого Иеронима ангелами, снятие в креста, поклонение пастухов, посещение Богоматери родителями Иоанна Крестителя, коронование терновым венцом, суд Соломона, Христос в Эммаусе, милосердный самаритянин, Христос и грешница, Лот, покидающий Содом…
Вспомним эти картины. Они – замечательны. Рембрандт «Жертвоприношения Авра­ама», Иероним Босх «Страшный суд», А. Дюрер «Адам и Ева», Джотто «Вознесение», Микеланджело «Страшный суд», Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», Рублев «Вознесение», «Воскресение», «Сошествие в ад», Эль Греко «Срывание одежд с Христа», Караваджо «Обращение Савла», «Снятие с креста» Рубенса, «Христос в Эммаусе» Рембрандта, «Христос у Марфы и Марии» Яна Вермера Дельфтского,
В русской живописи это А.А. Иванов, В.Г. Перов, Н.Н. Ге, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, А.И. Корзухин, В.Д. Поленов, Г.И. Семирадский, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, М.А. Врубель.
– Давайте тогда вспомним и иконопись.
– Я не большой специалист по иконописи. Помню, в школьные годы с интересом читала работы Алпатова, Кондакова. Интересно – тогда нас заставляли читать, а теперь это нам самим надо. Закономерен интерес современников к древнерусскому искусству, к Рублеву, опередившему Рафаэля. Вдумаемся: от тверской истории XIII-XV веков по сути остались лишь несколько кусков дерева – древние иконы, позволяющие судить об уровне тверского княжества. Закономерен интерес к ним в эпоху раздумий над судьбой Византии и русско-византийскими связями. Русская икона была призвана отразить небесный мир средневековой Руси. С XI века известных византийских специалистов приглашали в Киев, но вскоре их ученики смогли работать самостоятельно. Память об этом жива в Киеве, Новгороде, Рязани. Нам известна история Господина Великого Новгорода, в период децентрализации русских земель занимавшего территорию от Урала до Балтики, торговавшего с Данией, Швецией, ганзейскими городами, отставившего нам памятники высокой культуры.
– Вы ведь, я знаю, путешествовали в Киев, Новгород…
– Интересно желание поехать в древний Новгород, побывать в Юрьевом монастыре и в новгородском Детинце, поклониться Святой Софии, увидеть Ильмень-озеро, древний вал, Ярославово дворище, воочию представить новогородское вече. Вторую половину XIV века характеризует расцвет новгородской культуры. Как представлены фрески и иконы из церкви Федора Стратилата-на-Ручью, работа Феофана Грека в церкви Спаса-на-Ильине. «Битва новгородцев с суздальцами» – один из сюжетов новгородского наследия, одна из вершин новгородского искусства. Интересно переосмысление византийских канонов новгородцами: радостность и строгость новгородских икон подчеркивает свободолюбие духа древнего Новгорода, а возьмите владимирско-московскую школу…На весь мир известны фрески Успенского собора во Владимире, выполненные Андреем Рублевым в содружестве с Даниилом Черным, его же Ветхозаветная Троица для Троице-Сергиевой лавры, фрески и иконы Успенского собора в Звенигороде…
– Вы – языковед, и давайте поговорим о церковно-славянском языковом прошлом русской культуры.
– Значим труд изучения церковно-славянского языка. Ибо что такое писатель или поэт?! Это прежде всего язык. Язык древнерусской литературы, язык житийной литературы – этой своеобразной серии ЖЗЛ дореволюционной России, язык протопопа Аввакума, Курбского, Державина, языкотворчество Хлебникова, Хармса, Пригова. Без церковно-славянского языка нам будет недоступна и литература XVIII-XIX веков. Державинская ода «Бог», пушкинский «Пророк», Толстой, Достоевский, Куприн, Шмелев, Тютчев, Ахматова, поэт русского православия Хомяков, Г. ­Иванов, Ходасевич. Без церковно-славянского языка непонятны прекрасные труды деятелей русской культуры – Аверинцева, Лосева, Лихачева, Н. И. Толстого. И отсюда наш интерес к языку.
– Логос и Психея. Дань Психее в контексте нашего разговора – не могу не задать вам вопрос о поэтическом наследии, актуализирующем разные психические состояния человека.
– Это, конечно, так. Стихи – это сильное лекарство, и к нему обращаются. Поэзия вербализирует и актуализирует болевые проблемы нашего духа, бытия. Кстати, я не считаю, что любителей поэзии становится однозначно меньше. Нет их, как и был, так и есть стойкий процент. Поэзия нужна нам как, простите и не подумайте плохого, наркотик, как воздух. Я рада, что проблематика библиотерапии отражена в книге «Психотерапевтическая риторика», презентация которой состоялась в библиотеке им. Горького.
– Не могу не задать вам вопрос об актуальности чтения нужных книг в нужное время.
– Это интересная тема. Про нужные книги и в нужное время. Год назад моему знакомому от соседа – инженера-программиста – досталась библиотека в электронном виде, даже не одна. Объемом с районную библиотеку. В одной из них была такая рубрикация «Зарубежная фантастика, отечественная фантастика, иностранные детективы, отечественные детективы, сказки, приключения, разное». Если вдуматься, то больше ничего и не нужно. Люди прекрасно существуют в этих координатах.
Причудлив набор экстравагантных авторов и тем. Электронные книги часто расположены вповалку: Олег Платонов, бедный, затесавшийся неизвестно как Тарле, горные лыжи, Судоплатов, Митьки, Суворов, русский детектив. Библиотека лишена аксиологии. Довлатов и Веллер соседствуют с Бажовым, Явдатом Ильясовым. Бродский, Л. Филатов, Аксенов, Конецкий, Пелевин, Булгаков, Анатолий Азольский, Кунин, Всеволод Иванов соседствуют с Александром Гориным. Говорят за себя сами названия графоманского письма «Экстрасенс», «Записки кота Шашлыка». Есть там и историческая литература: «Воспоминания солдата» Гудериана, Марк Солонин с книгой «Куда улетели сталинские соколы», «Карлаг НКВД», Исаев с книгой «10 мифов о Второй мировой войне», Осмар Уайт с записками журналиста в Новой Гвинее. Что и говорить, эти книги сформируют адекватное представление о войне.
В разделе «философия» Исханов Олег («Вампиры и оборотни») мирно соседствует с Кантом Иммануилом. Фарш массового сознания: Василий Ян, Башкуев Александр, Суворов, Высоцкий, Валерий Воскобойников, Визбор, диета, компьютер, туризм, Троцкий, Тарле, Судоплатов, Штильмарк, горные лыжи, музыка, книги о ВПК ( в самом деле – почему бы не почитать о ВПК?!) соседствуют с книгами о природе. Продолжать бессмысленно – как писал Пруст: Господь избавляет своих любимцев от ненужного чтения.
– Вопрос об уровне телевидения. Мы будем говорить про него?
– Как я хотела бы сказать: его в принципе не стоит смотреть. К Логосу с большой буквы да и к логосу с малой это не имеет никакого отношения. Нечто особое. Но из жизни его не исключить. Возникает целое новое направление исследований, связанное с оценкой оскорбления и клеветы в средствах массовой информации. По мнению языковеда профессора В.И. Шаховского, «российская политическая картина мира красочна информационным беспределом, площадной бранью и возгонкой эмоций всего политического пространства, которые в открытую и нагло подменяют факты и логику».
– Наш разговор прошел на редкость логично: Логос с большой буквы, логос с маленькой буквы, логос никакой.
– А ведь да… Спасибо, до новых встреч и с праздником!

Что нравится читателям

Кто бы мог подумать, что на пр-т Сахарова в Москве приедет 24 декабря на митинг протестовать тверской экс-губернатор Дмитрий Зеленин. А ведь приехал. И протестовал. И был замечен. Оделся строго, по случаю – в черную кожу. Почти как комиссар времен Гражданской войны. Против чего протестовал?

В прошлую пятницу, 27 июня, состоялась встреча сотрудника посольства Германии в России Вернера Дитера Клуке с тверскими журналистами.
Подобного рода встречи обычно носят характер сбора информации о происходящем в нашем регионе, например, о преобладающих в обществе умонастроениях. Похоже, журналистов «мониторят» как носителей достаточно полной информации, позволяющей составить представление о том, что творится в головах населения.

Реклама: